Я как-то писал о том, что состояние туалета очень здорово говорит о состоянии корпоративной культуры компании, поэтому если вас пригласили на собеседование, то сделайте все возможное, чтобы посетить это место и оценить его собственными глазами. Но в этом материале я буду говорить не об устройстве на работу, а о том, как организовать увольнение, тем более когда из-за кризиса придется увольнять много.
Почему это важно? Потому что кризис не вечен, за ним происходит подъем и важно сохранить хорошие отношения с теми, с кем вы из-за экономической ситуации вынуждены попрощаться. Даже если нет надежды на возвращение, они хотя бы не будут плохо отзываться о компании. Здесь как в примере с туалетом. Если хотите узнать о компании много чего интересного, поговорите с теми, кто там работал и уволился. Не факт, конечно, что вам объективно расскажут о ситуации, но тем не менее кое-что будет правдой. Кстати, рекомендую почитать материал в блоге «Офбординг: экологичное увольнение».
Важная HR-функция
Увольнение является одной из функций HR-менеджера и, как все функции, требует определенных процедур и навыков. Один HR как-то рассказала мне свою историю. Она проходила финальное интервью с руководителем компании на вакансию HR-а и рассказывала о своем видении работы, в т.ч. об увольнениях. Руководитель уточнил, что они вообще-то берут ее для подбора и обучения персонала. Она парировала и сказала, что увольнение — это важная часть работы. От того, как будет проходить процесс увольнения, зависит, получим мы «врага» или от нас уйдет все еще лояльный человек. Руководитель верно понял мысль и согласился, что увольнение — действительно важный процесс, о котором стоит думать.
Несколько простых советов
Не увольняйте людей в конце дня. Как это ни странно, утренние увольнения проходят легче. Вечером сказывается усталость, снижение способности контролировать эмоции. И из этой же серии — лучше увольнять в начале недели и никогда в пятницу. Увольнение в пятницу — прямая дорога к депрессии, скандалам в семье уволенного, алкоголизму и т.д.
Для сообщения об увольнении лучше выбрать HR-а. В идеале продвинутые компании вообще отдают процесс увольнения на аутсорсинг, как в фильме «Мне бы в небо», но у нас такой практики нет. Да, в HR-сфере в основном работают женщины (они более эмоциональны, восприимчивы, а в данном случае это лишнее), но на самом деле это лучше, чем непосредственный руководитель. HR-ы лучше подготовлены к общению, кроме того, они могут оказать помощь в поиске работы.
Должны быть подготовлены ответы на все основные вопросы: каковы причины увольнения, ваши следующие шаги, когда будет последний рабочий день и т.д.
Не увольняйте сотрудников слишком часто. Слишком большое число увольнений в быстрой последовательности — это признак плохого планирования. Лучше увольнять нечасто, но сразу несколько человек, тем более когда речь идет о кризисе.
Не обещайте. Не стоит обещать сотруднику помочь найти работу или оказать личную помощь, если вы не можете реально выполнить свои обещания, а если можете, то, безусловно, это надо делать. К сожалению, аутплейсмент у нас не прижился, но в моей практике было много историй, когда HR-ы по собственной инициативе помогали увольняемым устраиваться на работу. Делали они это не только для сохранения репутации компании, а еще потому, что они их нанимали и в глубине души несли за них ответственность. Как вариант, можно порекомендовать карьерного консультанта. Я знаю пример, когда на базе HR-отдела организовали карьерный центр.
Не уходите от вопросов. После увольнения у оставшихся сотрудников будет много вопросов — не уклоняйтесь от встреч и неприятных обсуждений, объясняйте, что происходит.
Увольняйте быстро. Даже если вы действуете экологично в плане увольнения, не допускайте затягивания этого процесса, потому что все равно есть риск демотивации остающихся.
Соблюдайте законодательство. Принимая решение об увольнении, обязательно выполните все требования трудового законодательства как минимум из соображений безопасности. А еще это транслирование увольняемому и остальному коллективу (тем, кто остается) своей ответственности и порядочности.