Когда я сел писать этот материал, то вспомнил фильм «АББА», мы ходили на него с отцом в конце 1970-х, когда его показывали в советских кинотеатрах. В фильме незадачливый австралийский репортер пытается взять интервью у знаменитой шведской группы, которая приехала в страну на гастроли, и в конце концов ему удается сделать это в лифте. Речь в моем посте пойдет о так называемом elevator pitch, что переводится как «презентация в лифте».
Словосочетание это появилось в начале прошлого века, точнее, в период интенсивного строительства небоскребов в США. Молодые предприниматели вынуждены были делать питчи для инвесторов в лифте. Даже с учетом большого количества этажей времени на убеждение было немного (в среднем одна минута), а значит, надо было говорить строго по делу. Подход оказался рабочим, лифт избыточным, поэтому сейчас чаще говорят просто о питче или питчинге. Есть байка, что в конце 1990-х создатели Google в таком же стиле (правда, в коридоре) предложили свою идею инвестору и получили приличные деньги для своего стартапа.
Elevator Pitch кандидата
Я много писал о том, каким должно быть резюме (в нем не должно быть ничего лишнего) и сколько времени затрачивает рекрутер на его чтение (очень мало). Но вот при помощи резюме вы убедили рекрутера назначить интервью. Почему бы во время собеседования не использовать питч? Это отличный способ представить себя потенциальному работодателю во время интервью. Вот несколько шагов, которым нужно следовать при создании подобной презентации.
- Начните с краткого представления себя, включая ваше имя и должность, если вы работаете, или прошлую, если вы уволились.
- Кратко, в нескольких предложениях опишите свои навыки, опыт и достижения.
- Проявите энтузиазм и расскажите, чего вы хотите достичь на предлагаемой компанией вакансии.
Выступая с питчем, демонстрируйте уверенность, энтузиазм и искренность. Заранее отрепетируйте свою презентацию и убедитесь, что она адаптирована к конкретной вакансии и компании, для которой вы проходите собеседование. И хотя вы не в лифте, не забывайте, что краткость — сестра таланта, даже если у вас огромный бэкграунд. Эффективная презентация в стиле elevator pitch поможет вам выделиться среди других кандидатов и произвести положительное впечатление на потенциальных работодателей, в частности, на рекрутера.
Вот ключевые моменты, которые следует учитывать при подготовке питча:
Уточните свою цель
Когда вы создаете презентацию, четко представляйте себе позицию, на которую вы претендуете.
Сосредоточьте свое предложение на потребностях вашего потенциального работодателя.
Адаптируйте предложение к своему потенциальному работодателю, а не к собственным потребностям. Что вы предлагаете своему потенциальному работодателю? Каковы ваши уникальные навыки и опыт, с помощью которого вы могли бы помочь ему?
Привлеките внимание рекрутера
Питч в рамках собеседования направлен на то, чтобы рекрутер был заинтересован в том, чтобы узнать о вас больше. Приведите интересные кейсы.
Сделайте свой питч простым, коротким и приятным
Записывая свой питч, исключите все факты, которые не являются критическими. Это не общий разговор. Сохраняйте ясность и сосредоточенность.
Не злоупотребляйте специальными терминами или сленгом
Сделайте свою презентацию максимально понятной для всех. Старайтесь избегать использования слов, которые могут сбить с толку.
Потренируйтесь
Запишите текст и прочитайте его вслух, можно друзьям, близким, даже кошкам. 🙂
Каких распространенных ошибок следует избегать?
- Забываете указать основную информацию.
- Пытаетесь втиснуть слишком много информации.
- Предполагаете, что рекрутер глубоко в теме.
- Не слышите уточняющих вопросов.
- Не проявляете красноречия, говорите слишком монотонно.
Чтобы избежать этих ошибок, важно заранее подготовить питч и, как я уже написал, — попрактиковаться. Сосредоточьтесь на самой важной информации и будьте готовы адаптировать ее к различным ситуациям. Не забывайте слышать рекрутера и отвечать на его уточняющие вопросы. С хорошо продуманной и поставленной презентацией вы с большей вероятностью произведете впечатление и увеличите свои шансы на получение работы.
Как может выглядеть питч?
«Здравствуйте. Меня зовут ___. Я менеджер по рекламе с опытом работы в туристической сфере более 5 лет. Я работал в таких компаниях, как «А» и «B», и мне бы хотелось продолжать развиваться в туристической сфере. Хочу отметить несколько основных достижений за время работы в предыдущих компаниях (перечисляете достижения). Ваша вакансия и компания мне интересны тем, что я вижу хорошие возможности применить накопленный опыт и знания для улучшения позиции вашей компании на рынке. Я читал позитивные отзывы о компании клиентов и сотрудников, мне близки принятые в компании корпоративные стандарты и ценности. Поэтому и решил участвовать в конкурсе на эту вакансию».