В материале «“Красные флажки” в резюме» мы пообещали рассказать подробнее о джоб-хопперах (людях, которые часто меняют работу). Сказано — сделано. Сразу ответим на вопрос заголовка. Все просто, джоб-хопперов становится все больше, и компании в лице HR-ов должны разрабатывать стратегию управления персоналом с учетом этого факта, т.е. с учетом найма таких людей.
Немножко истории
История взаимоотношений HR-ов и джоб-хопперов довольно давняя. Еще каких-нибудь 20 лет назад, когда многие кадровики начали переименовываться в HR-ов, а «летуны» (так когда-то презрительно назывались люди, у которых трудовая книжка была как телефонный справочник) в джоб-хопперов, подавляющее число работодателей отказывали им в работе, даже не вчитываясь в историю переходов из одной в компании в другую (и сейчас таких хватает, но уже меньше половины, если верить глобальным исследованиям, а чтобы узнать, как обстоят дела у нас, мы проведем опрос-исследование, с которым обязательно вас ознакомим). Но настало время пересмотреть отношение к таким людям. Исключите из числа претендентов джоб-хоппера — и, возможно, упустите хорошего специалиста.
Кого считать джоб-хоппером?
Безусловно, четких временных границ нет, они зависят от многих факторов: страны, сферы, позиции в компании. Большинство HR-ов склоняются к цифре в 3 года, т.е. если человек меняет работу чаще, чем раз в 3 года и таких переходов у него порядком накопилось, то его можно причислить к джоб-хопперу. В высокотехнологичных компаниях, где к тому же популярен проектный подход (выполнил дело, гуляй смело), цифра меньше, т.е. речь может идти о годе, а то и меньше. В ритейле, особенно что касается линейного персонала, тоже свое понимание джоб-хоппинга. Естественно, к переходам молодых специалистов HR-ы относятся с пониманием, причислять их к джоб-хопперам не имеет смысла.
Так чем же хороши джоб-хопперы?
Джоб-хопперов часто ругают за отсутствие лояльности, эгоизм и прочие грехи. Но, во-первых, кто из нас безгрешен, а, во-вторых, нет худа без добра. Классический джоб-хоппер — это кладезь талантов для мира VUCA*. Убедитесь сами.
* VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) — характеристика современного мира, где не существует гарантированной стабильности.
Знание конкурентов
Если вы нанимаете такого человека, скорее всего, у него огромный массив знаний, передовых методов работы, многочисленные связи (это очень важно), просто свежая информация. А теперь представьте, что он из той же сферы, в которой работает ваша компания.
Проще нанимать
Джоб-хопперы — отличные коммуникаторы, а значит, с ними проще торговаться и договариваться. Если вы намеренно не рассматриваете таких кандидатов, то искусственно сужаете рекрутинговую воронку и увеличиваете срок закрытия вакансии. Ну и зачем «стрелять себе в ногу»?
Быстро адаптируются и обучаются
Джоб-хопперы, преуспевшие на предыдущих работах, быстро находят общий язык с окружением, быстро учатся и быстро адаптируются. Кстати, об адаптации. Известно, что некачественный рекрутинг ведет к росту затрат на адаптацию и обучение. Но не стоит забывать, что если джоб-хоппер действительно профессионал, то и затраты на онбординг и обучение существенно меньше.
И еще об экономии. Многие компании тратят бюджет на удержание персонала — проводят retention-митинги (встречи с целью удержания сотрудников), stay-интервью (специальные интервью, также направленные на удержание) или exit-интервью (выходные интервью с целью исследовать причины увольнения). Поверьте, это очень большие затраты. На джоб-хоппера вам тратиться не придется — его все равно бесполезно и даже вредно удерживать.
Кроме того, компания может сэкономить на бонусах, которые обычно предлагаются старожилам.
Драйвера перемен и инноваций
Как-то мы обсуждали преимущества внутренних и внешних кандидатов на вакансию. Так вот, главное преимущество внешнего кандидата — это «свежая кровь». А если это еще и джоб-хоппер, то это двойная доза «свежей крови» и инноваций. Такой сотрудник реализует какой-нибудь интересный проект и побежит дальше. А вам что, мало?
И еще джоб-хоппер часто становится триггером ротации персонала. Согласитесь, такой движ частенько полезен, если ваша компания превращается в болото.
Предупреждают о беде
Как крысы бегут с тонущего судна, так и джоб-хопперы чуют надвигающиеся проблемы, которые вскоре ждут компанию. Согласитесь, иметь в компании такого сотрудника-индикатора совсем неплохо, и когда он побежит, возможно, вы еще успеете спасти компанию от беды.
Выводы
Безусловно, все положительные качества джоб-хопперов, о которых мы рассказали, легко могут превратиться в отрицательные. Например, если джоб-хоппер, устраиваясь к вам в компанию, принес с собой много полезной информации о ваших конкурентах, то не исключено, что, когда он сбежит от вас, то поделится уже информацией о вашей компании с новым работодателем. Но недостатки джоб-хоппинга — это отдельная тема, к которой мы, возможно, еще вернемся, когда посмотрим на это явление глазами самого джоб-хоппера или того, кто подумывает им стать.
Дарья НОВОЖИЛОВА, директор по персоналу компании e-Legion, в интервью журналу «Отдел кадров» рассказала о том, что у себя в компании они называют джоб-хопперов «куртизанками». https://otdelkadrov.by/number/2018/11/Novye_kurtizanki/