В одном из материалов я рассказал о том, что такое Welcome Pack и что он включает. Одним из ключевых компонентов Welcome Pack является корпоративный мерч, который можно использовать не только в качестве мотивационного подарка для сотрудников, но и для внешних клиентов. Некоторые компании умудряются даже продавать корпоративный мерч.
Два года назад один банк выпустил коллекцию брендированных носков, худи и пауэрбанков (портативных зарядных устройств), которую быстро продали и хорошо заработали. Просто раздавать мерч сотрудникам тоже совсем не обязательно, некоторые компании продают его за внутреннюю валюту, которую можно заработать за разные активности: от выступления на конференции до наставничества.
Что это такое и откуда взялось?
Корпоративный мерч — это брендированная сувенирная продукция с креативным дизайном, выдержанная в фирменной стилистике компании. Появился в Соединенных Штатах — мерч начали выпускать сначала музыкальные группы, а потом подхватил корпоративный сектор, который почувствовал, что это эффективный метод продвижения бренда. В последние годы он занял лидирующее место в продвижении корпоративного бренда, в т.ч. бренда работодателя. Как рассказала мне знакомая HR-менеджер: «Интересный, качественный и вовлекающий мерч способен заметно повысить лояльность к компании и ее узнаваемость среди клиентов и потенциальных кандидатов. Привычные нам вещи могут стать не просто подарком с логотипом компании, но и частью ее PR-стратегии».
Как использовать?
Вот как используется корпоративный мерч в одной из компаний.
- Внутрикорпоративная система лояльности — сотрудники зарабатывают внутрикорпоративную валюту и могут обменять ее на брендированную продукцию. Некоторые вещи выдаются бесплатно, для повышения лояльности и вовлеченности.
- Welcome Pack — каждый новый сотрудник получает «приветственный комплект» (брендированные канцелярские принадлежности, шнурок и чехол для пропуска, футболка, кружка).
- Мерч для потенциальных сотрудников — мерч, который раздают HR-ы на конференциях, ивентах, в вузах и т.д. Комплект изменяется раз в полгода (например, брендированные термокружки, резиновые браслеты, беспроводная зарядка).
- Мерч для партнеров и заказчиков — это подарки класса VIP с красивой презентацией и упаковкой (зонты, пледы, наборы для барбекю). Все подарки брендированные, но не навязчиво.
Для своих и так пойдет или вообще обойдутся
Внутренний клиент (персонал) появился в фокусе компаний не сразу, а в некоторых до сих пор не появился. Как рассказала нам одна HR: «Худшая стратегия — когда что-то делается для партнеров, клиентов или ивентов (конференций, митапов), но не для сотрудников. Как будто персонал не важен или по умолчанию должен понять и принять такую ситуацию. Или, например, когда для топ-менеджеров делают что-то получше, а для остальных попроще. Руководство забывает, что такие вещи очень заметны, и сотрудники моментально принимают это на свой счет. И вместо корпоративной идентичности и лояльности компания получает совершенно обратный эффект. У сотрудника может быть хорошая зарплата, он может работать на интересном проекте, но при этом его мотивация будет убита просто фактом неравенства при распределении маек и кружек. Я убеждена, что мерч должен быть качественным, иначе это в лучшем случае выброшенные на ветер деньги».
Как выпустить качественный мерч?
Если вы действительно хотите сделать что-то достойное, возможно, даже на продажу, то к этому следует подойти серьезно. Вот несколько советов.
- Создайте проект с командой, менеджментом, бюджетом, KPI и целью. Используйте всех сотрудников, ведь это потребители мерча. Распределите роли, кто и что делает.
- Придумайте идею, которую можно использовать под разные товары и таким образом, чтобы она была связана с корпоративными ценностями.
- Найдите компанию — изготовителя мерча. Используйте отзывы коллег из других компаний.
- Составьте ТЗ и подготовьтесь к общению с изготовителем.
- Не экономьте на тестовых образцах. Устраивайте для образцов тестирование (носите, стирайте, гладьте и т.д.).
Тренды в корпоративном мерче
Корпоративными блокнотами, ручками, да даже свитшотами никого не удивишь. Но дело не только в этом, нужны нетривиальные идеи, как это все лучше преподнести. Например:
- создание концептуальных коллекций;
- коллаборации с другими брендами и известными людьми;
- экологичный мерч;
- мерч для детей (например, детей сотрудников);
- использование необычных носителей;
- юмор и самоирония;
- приурочивание к какому-либо событию.
«Чем выше любовь, тем ниже поцелуи…»
Чем больше сотрудник использует предметы с корпоративной символикой, тем выше его лояльность к компании. В нашей компании тоже есть корпоративный мерч. Его изготавливали для команды сотрудников, которая участвовала в боулинговом турнире для СМИ. Каждые полгода заказывалась новая форма, к которой я очень трепетно относился, а потом надевал брендированную футболку или кепку на различные мероприятия, где меня сразу узнавали, в т.ч. благодаря мерчу. Отсюда вывод: корпоративный мерч нужен и полезен как для самой компании, так и для ее сотрудников. Но не забывайте: чтобы замотивировать целевую аудиторию на использование мерча, нужны качественные вещи. По мнению HR-ов, компания больше заинтересована в том, чтобы персонал использовал мерч. Сотрудник получает лишь вещь, а компания — рост узнаваемости за счет практически бесплатного пиара.