Становится все труднее нанимать исключительно на основе заработной платы или всяческих бонусов и даже на основе достоинств конкретной позиции в конкретной компании, поскольку все предлагают приблизительно одно и то же плюс дружный коллектив. Кто-то скажет, что это не про нас, скорее, где-то там, в цивилизованном мире. Отчасти это так, тем не менее подобное положение вещей справедливо и для нашего рынка, скажем так, для отдельных сегментов. И опять-таки даже на таком рынке, как наш, могут действовать обычные законы, просто уровень тех же зарплат и бонусов ниже. И поэтому стоит аналогичная задача — привлечь чем-то кандидата. Для этого необходимо выделиться, создать, как говорят за рубежом, вау-эффект и получить конкурентное преимущество.
Экономика впечатлений
В 2018 г. в издательстве «Альпина Паблишер» вышел перевод книги «Экономика впечатлений: работа — это театр, а каждый бизнес — сцена», авторы — Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор, основатели компании Strategic Horizons LLP. Чем занимаются Пайн и Гилмор? Всем: читают лекции в профессиональной среде, проводят тренинги для персонала различных компаний и работают непосредственно с управленческими командами, разъясняя им сущность экономики впечатлений. Они объясняют, что продажа продуктов или услуг только на основе цены и качества (читай: зарплаты и льгот) сама по себе недостаточна для обеспечения успеха или прибыли. За что люди готовы платить больше, так это за «впечатление» — серию запоминающихся событий, которые компания организует, чтобы лично заинтересовать клиента. В качестве примера приводится Starbucks, который не только продает кофе; на самом деле он продает впечатления. «Покупателя привлекает Starbucks, потому что здесь создана атмосфера, предназначенная для непринужденной беседы, чтения в уютной обстановке или встречи с другом. Вы покупаете маффин или булочку, чашку капучино или эспрессо, или просто старый добрый кофе. Вы выбираете «гранде» или «венти», а не просто маленький или большой стаканчик. И вы с удовольствием доплачиваете за это». В книге описаны четыре сферы опыта, которые можно без проблем применять при подборе персонала.
Развлечения
Во-первых, людей привлекает все забавное или то, что заставляет смеяться. Видео — отличный способ поюморить, например, создать забавный сценарий, историю или пародию о жизни в вашей компании или непосредственно о процессе рекрутинга. Все это можно показывать кандидатам, вызывая у них эмоции. Естественно, можно попробовать также вовлекать их непосредственно в процесс создания таких видео.
Обучение
Во-вторых — обучение. Предоставляя учебные материалы, семинары, другие занятия или другие мероприятия, вы формируете связь кандидата с вашей компанией. Подготовьте с участием сотрудников компании вебинар или тренинг, запишите и выложите на корпоративном сайте или аккаунте в социальной сети. Предоставляйте информацию, которая дает кандидатам представление о культуре и рабочей среде компании. Покажите, чем ваша компания отличается от другой в аналогичной отрасли.
Эскапизм*
В-третьих, речь идет о том, чтобы вовлечь кандидатов в нечто захватывающее. Например, компьютерные игры — это форма эскапистского опыта, они позволяют полностью погрузиться в разворачивающуюся драму. Рекрутеры могут создать мероприятие, в котором активно участвуют кандидаты. Например, можно разработать интерактивную интернет-экскурсию по компании, которая требует от кандидатов делать выбор и принимать активное участие. Рекрутеры могут лучше понять, что мотивирует и интересует кандидатов, отслеживая, какой выбор они делают. В то же время они узнают о культуре компании и сотрудниках. У некоторых компаний, в т.ч. и в Беларуси, есть опыт использования VR-технологий в рекрутинге.
Эстетизм
В-четвертых — обеспечить эстетический опыт — то, что воздействует на несколько органов чувств. Это та область, в которой как раз Starbucks является мастером. Книги, кофе, музыка, друзья, запахи и цвета сливаются в эстетический опыт, который всем нам доставляет удовольствие. Рекрутеры могут использовать корпоративную среду как важный инструмент рекрутинга. Если у вашей компании есть чем похвалиться (современный и просторный офис, хорошая столовая, тренажерный зал), можно сделать тур, который обращается к эстетической стороне кандидата и демонстрирует корпоративную среду.
Вывод
Чтобы привлечь кандидатов, требуется нечто большее, чем качественное предложение. Рекрутерам все чаще придется использовать инструменты маркетинга. Создание впечатлений — это недорогой способ выделить вашу компанию и повысить эффективность рекрутинга. Только не надо кандидатам вешать лапшу на уши.
* Эскапизм — стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Специалисты в области психологии выделяют продуктивный и непродуктивный эскапизм. К первому варианту они относят наши фантазии, которые неплохо помогают справиться с реальными проблемами.