Собеседование — основной способ отбора

Существует несколько видов собеседования в процессе приема на работу в компанию: индивидуальное или личное, групповое или коллективное, специализированная комиссия. Разберем подробно каждый вид интервью.

  1. Индивидуальное или личное собеседование

    В этом варианте работодатель и соискатель беседуют наедине. В свою очередь данный вид разделяется на несколько, так называемых подвидов. Самые распространенные из них.

1.1. Структурированное
Работодатель в процессе деловой беседы задает потенциальному соискателю ряд стандартных и последовательных вопросов, касающихся образования, ключевых навыков, профессиональных умений, стажа работы. Уточняет у кандидата ожидания по уровню заработной платы, интересуются дальнейшими карьерными перспективами, безусловно, если таковые предусматривает должность, а также расспрашивает об основных причинах, побудивших сменить текущее место работы.

1.2. Ситуационное
Чаще всего данный подвид называют кейс-интервью, в ходе которого работодатель формирует всевозможные ситуации и просит соискателя пояснить последовательность их решения. Другими словами, соискателю формулируют определенную задачу, которая характерна для его профессиональной деятельности, и просят подробно рассказать о том, что он будет предпринимать для наиболее эффективного решения. В процессе ситуационного собеседования работодатель делает вывод о том, каким мышлением обладает кандидат и как именно он будет действовать в сложных ситуациях.

1.3. Проективное
В этом случае соискателя просят дать объективную оценку каким-либо людям или же вымышленным персонажам, совершающим определенные действия. Цель этого подхода – понять, как мыслит кандидат и что именно им движет. Давать характеристику персонажам или же конкретным людям соискатель будет, опираясь на свой жизненный опыт. Исходя из этого, работодатель формирует психологический портрет кандидата и понимает, когда он будет вводить его в заблуждение.

1.4. Поведенческое
Здесь работодатель просит кандидата привести конкретный случай, произошедший во время его работы, опираясь на данные, указанные в резюме. К примеру, могут спросить о том, как конкретные деловые и личностные качества помогли соискателю блестяще выполнить поставленную перед ним задачу. Таким образом, проходит оценка способностей, благодаря которым будущий сотрудник будет замечательным исполнителем в компании.

1.5. Стрессовое
Больше всего такой подвид распространен при подборе персонала в сферу агрессивных продаж. Ключевая особенность состоит в том, чтобы выявить во время интервью реакцию кандидата, оказавшегося в напряженной ситуации на работе. Это помогает проанализировать поведенческие факторы и понять, насколько именно готов человек к работе в данной компании.

  1. Групповое или коллективное

    Данный вид интервью подразумевает общение сразу с несколькими соискателями, претендующими на должность. Таким методом пользуются компании, где количество мест на открытую вакансию ограничено, а от соискателей нет отбоя. Цель состоит в том, чтобы в максимально сжатые сроки выявить наиболее квалифицированных специалистов из группы лиц.

  1. Специализированная комиссия

В данном варианте соискатель проходит интервью, на котором присутствуют несколько представителей компании. В процессе кандидату комиссия задает вопросы и проводит коллективную оценку его профпригодности. Очень часто такой метод подбора персонала используют госструктуры. Цель метода – это провести коллективную оценку и выбрать лучших из лучших.

Формат собеседования всегда зависит от компании и от ее сферы деятельности. Поэтому, крайне рекомендуется заранее узнать о своем будущем работодателе как можно больше доступной информации, желательно из разных источников, чтобы быть готовым к интервью и пройти его успешно, получив работу в компании своей мечты.