Западные ресурсы, посвященные HR и рекрутингу, активно обсуждают тему под названием Quite Quit (или Quit Quitting). Тема эта популярна, потому что согласно исследованиям Gallup около половины сотрудников можно причислить к категории Quit Quit, а это вызывает определенную тревогу работодателя.
Чаще всего это словосочетание у нас переводят как «тихое увольнение», «тихий уход» или «тихое отстранение», даже «тихий саботаж». Я же перевел это как «бесшумное исчезновение». На самом деле об увольнении или уходе в прямом смысле слова речь не идет. Подразумевается, что работник переходит в экономный режим работы без огня в глазах, переработок, инициатив и т.д. Кстати, нашим людям этот режим хорошо знаком. У нас так полстраны работает, не только в государственной сфере, но и в частной. J Вовремя пришел на работу, вовремя ушел с работы, никакой рабочей активности в нерабочее время и на выходных. Впрочем, и в рабочее время обычно эти люди не особо шевелятся. Солдат спит, служба идет, так у нас говорили, когда я служил в Советской армии. Впрочем, не все так однозначно. На фоне постоянных разговоров о вовлеченности персонала это выглядит, конечно, как саботаж, но на фоне разговоров о балансе между работой и жизнью все не так страшно.
Откуда растут ноги
Еще лет 15 тому назад я подготовил материалы, связанные с дауншифтингом, когда он уже набрал обороты. Под дауншифтерами понимались обеспеченные люди, которые сделали карьеру, а потом вдруг решили отойти от дел, занялись путешествиями, саморазвитием и поиском смысла жизни. Quite Quit — это, конечно, не дауншифтинг, но чем-то на него похож. Я бы сказал, что это лайтовая версия дауншифтинга, поэтому массовая. Некоторые эксперты объясняют массовость постепенным, но регулярным снижением вовлеченности персонала последние несколько десятилетий. Кстати, именно поэтому ей столько уделялось внимания последние 10–15 лет. Надо признать эти усилия, скорее, тщетными — процент вовлеченности сегодня самый низкий за все время ее мониторинга. Некоторые считают, что просто выросло иное поколение, речь о так называемых зумерах. Опросы говорят о том, что у них нет каких-то долгосрочных целей в плане карьеры, да и вообще работать на одном месте. Но другие эксперты говорят, что у каждого поколения была своя антирабочая философия, и дело не в поколении Z. Такими или очень похожими были люди из поколений Y, X и других, когда были молодыми. Распространению этого явления помогли технологии, которые вместе с коронавирусом кратно увеличили количество удаленных работников. Оказавшись в другой реальности, многие сотрудники пересмотрели свое отношение к работе и озаботились нахождением worklife balance. Карьера оказалась менее важной, чем личная жизнь, семья или друзья. Словом, классная работа сегодня это та, которая оставляет много места для личной жизни. Как-нибудь я напишу о таком интересном явлении, как Job Sharing. Это когда должность делят, например, пополам и работу выполняют два человека, тем самым высвобождая для себя время для личной жизни. У нас, правда, это вряд ли приживется.
Quite Quit — это хорошо или плохо?
Условно существует два лагеря, где один считает это явление положительным, другой — отрицательным. Например, исследователи Harvard Business School (HBS) винят во всем неумелый менеджмент, мол, дело не в том, что сотрудники не хотят работать и делать карьеру. Проблема в неумении менеджеров управлять людьми, в демотивации. Следует поддерживать персонал, ценить, мотивировать и вообще грамотно коммуницировать, тогда никакого Quite Quit не будет. Критики также уверены в том, что если работник переходит в режим работы с 09:00 до 18:00 и вроде как выполняет все свои обязанности, то это все равно, в конце концов, приводит к падению производительности, лучше в таком случае просто уволиться и поискать работу, которая наполнена смыслом и приносит радость, чем отбывать номер в режиме Quite Quit.
Другой лагерь ничего плохого в Quite Quit не видит, скорее, находит пользу, прежде всего для сотрудника. Парируя обвинения противоположного лагеря в падении производительности, они говорят о том, что работа с огнем в глазах, с переработками, с огромной вовлеченностью приводит в итоге к выгоранию и, как следствие, к потере производительности. Щадящий режим работы, напротив, идет на пользу работникам. Quiet Quit спасает от выгорания, помогает правильно расставлять приоритеты и находить worklife balance. Интересное определение Quiet Quit я нашел в Urban Dictionary — это работа в рамках должностной инструкции. Это здоровый подход к работе, без переработок, это отказ отвечать на письма и звонки в нерабочее время и т.д. Такое поведение ведет к здоровому образу жизни.
Ключевые признаки Quite Quit
Независимо от того, как относиться к этому явлению, следует знать его признаки. Эксперты выделяют четыре. Хочу сразу предупредить, что предлагаемые признаки идут с оттенком негативного отношения к явлению. Если вы сторонник другого лагеря, то представляйте для себя, что эти признаки положительно отражаются на работе и жизни человека.
- Квайтквиттер сторонится коллег. Особенно это касается удаленных сотрудников, которым сделать это намного проще. Конечно, это возможно и в офисе, но уединиться в нем намного сложнее (он ведь является социальным пространством). Обычно такой сотрудник пропускает необязательные мероприятия, а на обязательных помалкивает, в принципе общается мало с командой, избегает руководство.
- Квайтквиттер воздерживается от общекорпоративной деятельности. В общем-то это вытекает из первого пункта. Обычно сотрудник не участвует в обсуждениях, в каких-либо инициативах, даже самых банальных, как подготовка к корпоративному новому году.
- Квайтквиттер выполняет лишь обязательные требования, связанные с должностными обязанностями. Это один из самых очевидных признаков Quite Quit. Классическая реплика такого сотрудника: «Это не входит в мои должностные обязанности». Работника не интересует карьера, он не реагирует на похвалу, в некоторых случаях даже не интересуется повышением зарплаты и другими бонусами. Его также не интересует обучение и обратная связь.
- Квайтквиттер проявляет признаки выгорания. В чем отличие обычного выгоревшего сотрудника от «подгоревшего» квайтквиттера? Первый все еще стремится справляться с выгоранием и поддерживать производительность на прежнем высоком уровне. Второй не скрывает свое выгорание и, как правило, жалуется на чрезмерную рабочую нагрузку, на сроки выполнения и т.д.