На слово «вайб» я обратил внимание несколько лет назад, когда услышал песню Don’t Kill My Vibe норвежской певицы Sigrid. Vibe является сокращением от vibration (вибрация), и, по сути, это одно и то же. Можно вспомнить песню 1960-х Good Vibrations американской группы The Beach Boys, а еще лучше инструменталку опять-таки американцев The Ventures — Vibrations, которая точно знакома моему поколению, поскольку использовалась как музыкальная заставка в советской программе «Международная панорама» (в которой, к слову, нещадно шельмовался Запад). В те годы это слово очень любили хиппи, означало оно у них практически то же самое, что и сейчас, а именно, что каждый создает свои уникальные вибрации, которые могут ощущаться окружающими. Когда вибрации совпадают, коммуникация может вызывать приятные ощущения, т.е. положительный вайб. Если вибрации сильно отличаются, то оба чувствуют дискомфорт.
Самое популярное слово
Сегодня это слово очень популярное прежде всего в среде зумеров, хотя и другие поколения его понимают. Используется оно не только как существительное, но и как прилагательное «вайбовый» (вайбовая тусовка), как наречие «вайбово» (вайбово провел время с друзьями) и даже как глагол «вайбить». Это слово обозначает очень многое (Эллочка-людоедка точно бы обзавидовалась): настроение, ощущение, атмосфера, эмоции, аура, волна…
Вайб на собеседовании
К чему я завел этот разговор. Мне попалось несколько публикаций HR-ов. Например, одна история о том, как HR-у в конце собеседования кандидат сказал: «Нет, этой не мой вайб» и просто свалил, а HR сидел некоторое время, оставаясь в ступоре. Другая история о важности вайба на собеседовании. HR из своего опыта и опыта коллег рассказывает о том, насколько важен вайб с кандидатом, потому что если вы на одной волне с командой, то работать проще и результативнее, а если вайба нет, общаться будет тяжело, несмотря на прокачанные hard skills. Если разложить все по полочкам, то получается следующее.
Culture Fit (Культурное соответствие)
HR оценивает, насколько кандидат вписывается в ценности и атмосферу компании. Если вайб кандидата совпадает с корпоративной культурой, это повышает шансы на успешное сотрудничество. Небольшая ремарка: Culture Fit и так называемый Vibe Check (проверка на вайб) — это не одно и то же для некоторых экспертов. Culture Fit означает проверку на то, соответствуют ли ценности, действия и личность кандидата рабочей среде и образу действий компании. А вот Vibe Check рассматривается как быстрый, неформальный способ суждения о кандидате; он основан на ощущениях или первых впечатлениях во время собеседования.
Коммуникативные навыки
Вайб часто отражает, как человек взаимодействует с другими. HR смотрит, насколько кандидат открыт, дружелюбен, умеет ли он слушать и поддерживать диалог.
Эмоциональный интеллект
Впечатление, которое создает кандидат, может говорить о его эмоциональной зрелости, умении работать в команде и справляться со стрессом.
Мотивация и вовлеченность
Энергетика кандидата может показать, насколько он заинтересован в работе и компании. HR ищет людей, которые горят идеей и готовы вкладываться в общее дело.
Доверие и комфорт
Если кандидат создает приятное впечатление, это повышает уровень доверия. HR оценивает, насколько комфортно будет коллегам и руководителям работать с этим человеком.
Потенциальные конфликты
Вайб может сигнализировать о возможных сложностях в общении или несовместимости с командой. HR старается избежать найма людей, которые могут нарушить гармонию в коллективе.
Первое впечатление
Как известно, первое впечатление формируется за несколько секунд. HR, как и любой человек, подвержен влиянию первого впечатления, которое может повлиять на общее восприятие кандидата.
О чем говорят исследования
Я нашел подборку исследований на тему вайба, и вот некоторые цифры.
Исследование Gallup показало, что на 70 % вовлеченности сотрудников влияют отношения между сотрудниками и их руководителями. Это подчеркивает, что, помимо hard skills, решающую роль в поддержании вовлеченности и удовлетворенности сотрудников играет культурное соответствие. Опрос SHRM показал, что 90 % HR-специалистов утверждают, что при найме новых сотрудников культурное соответствие так же, если не более, важно, чем профессиональные навыки. Это показывает движение в сторону найма на основе ценностей. Исследование, опубликованное в журнале HBR, показало, что вероятность того, что сотрудники, соответствующие культуре компании, будут работать продуктивнее, на 56% выше, чем те, кто ей не соответствует. Исследование подтверждает идею о том, что соответствие культуре может напрямую влиять на производительность и результаты, даже помимо hard skills. Исследование Leadership IQ показывает, что 89 % неудач новых сотрудников связаны не с их техническими навыками. Причиной неудач стали плохое соответствие культуре и неумение адаптироваться к окружению. Сотрудники, которые не вписываются в командную динамику или с трудом принимают ценности компании, могут не справляться с работой или увольняются, увеличивая текучесть.
Риски, связанные с чрезмерным вниманием к вайбу
Наивно полагать, что в таком подходе, а именно акценте на вайбе, все гладко. Например, предвзятость. HR-ы могут склоняться к кандидатам, которые соответствуют их субъективному представлению о том, что с ними «легко работать». То есть формируется команда, где всем комфортно, вот только «работу работать» некому. Это, кстати, один из минусов концепции Culture Fit, поэтому все чаще говорят о Culture Add (добавление нового в культуру), когда новые сотрудники могут привнести в культуру что-то новое.
Чрезмерный приоритет на вайбе может привести к найму харизматичного, но неквалифицированного человека, и это скажется на производительности. Баланс между hard skills и культурой очень важен для создания всесторонне развитой команды.
Следует также помнить, что вайб — это субъективное ощущение, оно может зависеть от множества факторов, включая настроение обеих сторон, обстановку на собеседовании и даже личные предпочтения HR-а.