Этих сотрудников не все и не сразу смогут понять, так как они неординарные и зачастую обладают особым, ни на кого не похожим мышлением. Но при этом их не так просто «вычислить» во время собеседования или аттестации, ведь признаки их самобытности и специфичности не всегда заметны с первого взгляда и не лежат на поверхности.
Именно поэтому мы решили подробно описать 8 критериев, благодаря которым вы четко осознаете, что перед вами именно выдающийся сотрудник, а значит, ценнейший кадр для компании. Без преувеличения скажем – самородок.
- Они выходят за рамки должностных инструкций.
Для небольшой компании важно, чтобы сотрудники были способны принимать оперативные решения, видя, что необходимо компании в первую очередь для достижения успеха. Ведь руководству нужны «гибкие» работники, которые не будут постоянно заглядывать в свою должностную инструкцию, пытаясь доказать, что та или иная функция не входит в круг их обязанностей. Появилась проблема – они сделают все, чтобы минимизировать или устранить ее. Зачастую такие кадры знают все «слабые места» компании еще до наступления момента реальной угрозы срыва проекта или задачи, стремятся устранить эту угрозу, не оглядываясь на формально прописанные должностные обязанности.
- Они – с причудами…
Многим гениальные сотрудники (как, впрочем, и все гениальные люди) покажутся странными. И часто это происходит из-за их экстравагантных поступков и выходок. Они не слишком-то вежливы, непредупредительны по отношению к коллегам, и часто такая политика, к сожалению, направлена на новичков…
Но одновременно именно они – мощные генераторы идей, встряхивающих всю команду и придающих новый импульс развитию проекта. Именно их смелые, новаторские идеи воплощаются в жизнь, а проекты завоевывают успех и признание. Они смелые, неординарные, бросающие вызов и себе, и окружающим. Поэтому им можно многое простить, закрыть на что-то глаза – ведь компания ими дорожит.
- Слово «стоп» им не чуждо.
Да, они раздвигают границы проекта, заглядывая за горизонт, но они также отлично чувствуют, где надо нажать на тормоза… При возникновении каких-то форс-мажоров и напряженных ситуаций лучшие сотрудники не бравируют своими умениями и экспертными знаниями, не твердят, что следует прислушаться только к их мнению. Напротив, они сливаются с командой, становятся ее неотделимой частью и самым надежным звеном. Они знают, когда можно «поприкалываться», а когда – надо быть серьезным и решительным, когда стоит проявить характер, а когда – уйти в тень и не настаивать на своем, когда бросить вызов сложившейся ситуации, а когда – не лезть, как говорится, на рожон. Они умеют балансировать и тонко чувствовать грань.
- Их хвалят при всех.
Они благородно и спокойно принимают похвалы от начальства, однако похвала от соратников по цеху их смущает. Выдающиеся сотрудники замечают и высоко оценивают всех работников, кто действительно заслуживает такой оценки, никогда не замалчивают заслуги и достижения своих коллег. И, надо сказать, их слова звучат искренне и убедительно.
- Они не устраивают публичных разборок.
Они обсуждают острые, злободневные вопросы и проблемы «с глазу на глаз» именно с тем сотрудником, который с ней непосредственно связан. Безусловно, они имеют право выносить наиболее, что называется, краеугольные темы на всеобщее обсуждение. И эта негласная прерогатива дана им вполне заслуженно как оценка их опыта и значимости в коллективе. Однако после такого совещания или собрания выдающийся сотрудник первым подойдет и поддержит коллегу, пояснит, на какие важные моменты стоит обратить внимание для исправления ситуации.
- Роль оратора, как правило, принадлежит им.
Выдающиеся сотрудники практически в любой ситуации принимают удар на себя, не прячась за спины других. На совещаниях они предпочитают обсуждать насущные проблемы, предлагать, а не прятать глаза, стоя в сторонке. У них есть какое-то врожденное (точнее, экспертное) чутье, позволяющее выявить истинную проблему в работе. Мы уже отмечали ранее, что именно выдающимся сотрудникам понятны все «подводные камни» в работе компании. Они знают, на чем нужно заострить внимание руководства, задавая «правильные» вопросы, в то время как другие предпочитают оставаться в тени и отмалчиваться.
- Им нравится удивлять и опровергать мнение, сложившееся о них.
Не секрет, что часто мы становимся жертвами навешанных на нас кем-то ярлыков, пытающихся убедить нас в нашей беспомощности. И именно стремление опровергнуть это предвзятое мнение становится тем мощным двигателем, благодаря которому мы буквально вырываемся вперед, и при этом наше ущемленное эго в данном случае – отличный стимул.
А выдающимся сотрудником движет нечто большее, чем желание просто работать…
- Они постоянно заняты.
Деятельные и активные люди редко останавливаются на достигнутом, а выдающиеся сотрудники – тем более. Они всегда с чем-то воодушевленно возятся: оптимизируют процессы и технологии, совершенствуют регламенты, перекраивают графики, строят новые амбициозные планы. И они не могут по-другому, иначе разве они были бы выдающимися?
Именно этими признаками, по нашему мнению, обладает каждый ценный, замечательный, неординарный, короче, выдающийся сотрудник. И если вы дочитали до конца этот материал, то наверняка отыщете такого человека в своем коллективе. По крайней мере, одного.
А может быть вы сами являетесь этим выдающимся сотрудником?..