Око за око, зуб за зуб

Один из самых обсуждаемых вопросов, связанных с устройством на работу, — как поступать кандидату в случае, когда компания затягивает с принятием решения относительно того, подходите вы или не подходите. Кандидаты часто слышат о том, что компания в лице рекрутеров или HR-ов обязательно им сообщит о результатах, однако очень часто ждать фидбека приходится долго (порой вечность).

Самые «умные» специалисты по подбору персонала пользуются следующей формулировкой: «Если мы вам не ответим в течение определенного срока, то считайте, что выбор сделан в пользу другого кандидата». Впрочем, кандидаты платят тем же и часто бесследно исчезают на каком-либо из этапов подбора.

О каком фидбеке идет речь?

Я помню счастливое лицо своего знакомого, который радовался, что ему пришло сообщение о том, что его резюме получили (как мало нужно человеку для счастья). На этом, правда, все закончилось. Другой знакомый удивился тому, что, хотя и с нарушением оговоренных сроков, но ему позвонил рекрутер (правда, это был рекрутер из рекрутингового агентства) и сказал, что они выбрали другого кандидата. Каких-то внятных объяснений не было, просто, со слов рекрутера, другой подошел больше. Конечно, любому из нас хотелось бы получать более или менее вменяемый фидбек, чтобы сделать соответствующие выводы, избежать ошибок в будущем (с этим и вот этим у вас в полном порядке, а вот эти скилы нужно прокачать, рекомендую сделать это там и там) и получить в конце концов оффер. Если вы нарвались на такого HR-а или рекрутера, смело можете кусать локти: вас не взяли в крутую компанию. С другой стороны, вам помогли дельными советами — и это уже хорошо. Но, к сожалению, подобный фидбек — антикварная редкость. Почему?

Почему HR или рекрутер не дает фидбек?

Я недавно покупал одну вещь по объявлению в Интернете. Продавец общалась со мной любезно, отвечала на уточняющие вопросы, но так получилось, что она параллельно еще с одним покупателем общалась, и они ударили по рукам. Она моментально мне написала, что товар продан и общение фактически обрубила на полуслове. Вообще, я хотел уточнить кое-что о других товарах и предложить связаться со мной, если что-то появится из того, что меня может заинтересовать, но, видимо, продавец, с которым мне посчастливилось общаться, живет одним днем. Наверное, многие с подобным сталкивались, когда продавец вдруг моментально терял интерес к покупателю в силу каких-то причин. В рекрутинге зачастую такая же ситуация — пока есть хоть какой-то интерес, то с вами будут говорить и поддерживать связь, но если вакансия закрыта, то на вас в принципе наплевать. Как сказала одна знакомая, HR-у платят за подбор, а не за фидбеки. В лицо вам подобное мало кто скажет, поэтому в социальных сетях, в блогах или статьях HR-ы обычно красиво рассуждают на эту тему и выдвигают целый ряд причин отсутствия обратной связи, как правило, стараясь не брать вину на себя. Стандартный перечень включает: не хочется случайно обидеть (например, от кандидата дурно пахло); не хочется нарваться на неадекватную реакцию кандидата (поэтому лучше вообще не связываться); не хватает времени; не хочется объяснять, что решение откладывается по вине нанимающего менеджера; не хочется тратить время на качественный фидбек (это ведь как обучение, а кто будет этим заниматься за просто так).

 Что делать, если HR или рекрутер не дает фидбек?

Сразу скажу, что если речь идет о ранней стадии процесса подбора (вы отправили резюме или с вами провели кратенькое телефонное интервью), то лучше ничего не делать, т.е. беспокоить компанию не стоит — это пустая трата времени. Другое дело, если с вами проводили интервью, возможно, не одно. Кстати, в этом случае шансов куда больше, что с вами как-то пообщаются, пускай и без подробного фидбека, а, может, и с ним.

Итак, связываться или не связываться каким-либо способом с компанией? Интересно, что опросы самих HR-ов и рекрутеров показывают, что половина из них рекомендуют связываться по телефону или с помощью мессенджера. Некоторые рекомендуют писать электронные письма, так сказать, лайтовый вариант коммуникации. Я где-то прочитал, что в некоторых странах даже существует некое правило этикета, когда после интервью кандидат пишет письмо рекрутеру, где благодарит за уделенное его персоне время и, дико извиняясь, просит дать обратную связь (это точно не про нас). Интересно, что при этом они утверждают, что такая настойчивость — это хороший признак мотивации кандидата получить место работы, и это якобы может стать ключевым моментом в решении — нанимать или не нанимать. Верить ли таким заявлениям? Я не уверен. Вторая половина рекрутеров и HR-ов, пускай и чуть меньшая, заявляет, что не стоит тревожиться, поскольку если у компании есть интерес, то с кандидатом свяжутся, а подобные звонки, сообщения или письма вызывают только раздражение (кажется, это более правдивая версия).

Кстати, интересный случай мне рассказал один знакомый. Он участвовал в конкурсе, ждал фидбека, не дождался и решил проявить инициативу. Связаться с рекрутером можно было в Telegram, он связался, в результате не только не получил обратную связь, а еще и попал в «игнор». Как вам такое?

Мое персональное мнение

Если вы прошли собеседование, если посчитали, что HR или рекрутер, который вас интервьюировал, вызывает хоть какую-то симпатию, если вам очень нужна работа, да и компания по первым впечатлениям неплохая, если для вас важен качественный фидбек (это может помочь в других компаниях), если вас раздражает молчание с той стороны и это мешает продолжать поиск работы в другом месте, тогда обязательно звоните, пишите, кто знает, а вдруг вам попался HR или рекрутер из тех, кто хочет увидеть вашу мотивацию, или, может, о вас забыли нечаянно.

Ну а мы, как обычно, решили провести свой собственный опрос, чтобы узнать, что думают об этом пользователи ресурса Praca.by.

В опросе Praca.by приняли участие 1272 человека.