Хватит продавать вчерашний день: что ценят на рынке труда сегодня

Традиционно и рекрутеры, и соискатели делают ставку на опыт: первые требуют его, вторые с гордостью предъявляют, веря, что 10 или 15 лет стажа говорят сами за себя. Да, для некоторых вакансий это по-прежнему работает, к тому же не стоит забывать о силе инерции (например, у некоторых компаний ATS настроены так, что они отклоняют резюме, если не указан определенный опыт). Но в нашу эпоху постоянных изменений эта стратегия ставится под вопрос. Так ли уж опыт имеет большое значение для получения работы сегодня? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

Смотря какой опыт
Я часто вспоминаю американский фильм «Стажер». Главный герой фильма, пенсионер, который всем обеспечен, но жить которому скучно, устраивается на работу в современную быстроразвивающуюся компанию, которая, придерживаясь современных веяний, скорее, для пиара, анонсирует социальную программу привлечения пенсионеров. Он успешно проходит конкурс и становится стажером у молодой владелицы компании. Как показали дальнейшие события, опыт главного героя — и жизненный, и бизнес-опыт — очень помогает амбициозной предпринимательнице. Вывод напрашивается сам собой: опыт —вещь весьма полезная, он часто становится триггером для интуитивных нестандартных решений.

В эпоху быстрых изменений
Акроним VUCA появился еще в 1985 г. Ученые-экономисты описывали современный мир как изменчивый, неопределенный, сложный и двусмысленный. В современном непредсказуемом мире главный капитал, по мнению авторов, — это гибкость мышления (креативность, адаптивность и умение находить решения для задач, которых еще вчера не существовало).

Но в 2016 г. был предложена новая концепция, еще более устрашающая и тревожная — BANI. Она описывает окружающий мир как хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Может неожиданно измениться все, и чем сильнее иллюзия стабильности, тем масштабнее предстоящая катастрофа.

Естественно, опыт является неким островком стабильности, на который хочется опереться, но, судя по всему, здесь нужно быть очень осторожным.

Продажа опыта
Продавать себя через опыт сегодня бесперспективно. Это не преувеличение, а отражение новой реальности на рынке труда.

Во-первых, опыт устаревает с беспрецедентной скоростью, особенно если речь о технологиях. Раньше знания и навыки имели ценность долгое время (некоторые и сейчас). Сегодня опыт работы в компании с олдскульными бизнес-процессами становится, скорее, вредным. Он больше не гарантирует компетентность.

Во-вторых, опыт не выделяет вас. На любую позицию найдется десяток людей с похожим опытом, и если вы продаете себя компании исключительно через опыт, то участвуете в ценовой конкуренции и становитесь заменяемым винтиком. Вы не уникальны (честно говоря, не люблю это слово). Например, возьмем ситуацию, когда ваш конкурент имеет такой же опыт или даже меньший. Важнее, как он описан. Либо ты занимался или отвечал за что-то, либо описываешь в цифрах, какой ты принес профит. Работодатель купит не опыт, а результаты. Ему нужны доказательства, а не строчка в резюме о работе в брендовой компании (кто знает, возможно, вы там крутили хвосты коровам). Нужно портфолио с реальными кейсами, рекомендации конкретных людей, статьи, выступления на мероприятиях, экспертность в соцсетях.

В-третьих, компаниям нужны люди, которые могут быстро учиться новому и решать неожиданные задачи в непредсказуемых ситуациях. Опыт не говорит о вашей способности справляться с тем, чего вы не делали раньше. Современные собеседования — это все реже пересказ резюме и все чаще кейс-интервью, тестовые задания и вопросы на системное мышление. Работодатель покупает не прошлое, а ваш подход к решению проблем и потенциал на будущее. Кстати, потенциал уже научились неплохо оценивать.

Вывод
Так что же продавать сегодня? Во-первых, результаты. Для этого нужно переводить опыт в язык бизнес-показателей. Вы актив, который приносит прибыль, а не расходная статья. Во-вторых, скилы.

Делайте акцент на инструментах и методах, которые вы применяете, с использованием hard и soft skills. В-третьих, способность быстро обучаться. Покажите, что вы не стоите на месте и ваша экспертность актуальна. Ваша способность учиться ценнее, чем багаж знаний вчерашнего дня. В-четвертых, персональный бренд и связи. Ваша репутация и связи работают на вас еще до того, как вы отправили резюме.