Тема возвращения в офис (Return To Office — RTO) — довольно популярная в последнее время и дискуссионная. Удаленка свалилась на голову многим компаниям и сотрудникам как снег на голову. Нет-нет, конечно же, были компании, которые давно практиковали удаленный формат, но их было немного, как и самих удаленных работников. Но пришла пандемия, и удаленный формат стал востребованным, хотел этого кто-то или не очень. За 2–3 года страсти несколько улеглись, пандемия сошла на нет (во всяком случае, на данный момент времени), и вот уже руководство компаний пытается вернуть людей назад в офис — такой тренд очень четко прослеживается сегодня. Причем едва ли не треть компаний стараются как можно быстрее вернуть людей в офис, форсируя процесс, так что высока вероятность того, что мы вернемся к допандемийной ситуации. Удивительно, но среди лидеров камбэка — технологические компании, которые, казалось бы, больше всего подготовлены к удаленному формату, ведь именно эти компании используют новейшие технологические решения, позволяющие нивелировать потенциальные проблемы удаленки. Но не все так просто. Кто-то говорит, что бизнесу виднее, как лучше поступать в данном вопросе; кто-то говорит, что вкусившие удаленки ни за что не вернутся; кто-то уверяет, что лучшее решение — это гибридный формат. У меня есть свой взгляд на эту проблему. Давайте разбираться.
Бизнесу виднее
Бизнесу действительно виднее. С этим сложно спорить, и те, кто его создает, в конце концов, несут за него ответственность, разумеется, в рамках закона. Вспомним, что многие компании вынужденно переходили на удаленный формат и не были готовы к такому повороту. Причем не были готовы не технологически, а, скорее, психологически. Культура таких компаний была построена на контроле, а в офисе сотрудника проще контролировать. И хотя на сегодняшний день (да и четыре года назад) технологии позволяют легко отслеживать, чем занимается сотрудник (неважно, в офисе или дома), менеджмент компаний настаивает на возвращении, уверяя, что производительность в офисе гораздо выше. Да вот только исследования этого не подтверждают. Как показало исследование Питтсбургского университета, в компаниях, которые принудительно вернули своих сотрудников в офисы, не наблюдалось повышения производительности труда, т.е. контроль не помогает. Согласитесь, наивно полагать, что офисный работник не имеет опыта в ИБД (имитации бурной деятельности). Люди могут уклоняться от своих обязанностей в офисе так же эффективно, как и дома.
Сотрудники негодуют
Исследования, да и горячие обсуждения в социальных сетях показывают, что большинство сотрудников не хочет возвращаться в офис. Если отстоять свое право на удаленку не получается, то большинство готово к поиску другой работы. И их понять можно. Раньше они не стремились к удаленной работе, потому что не представляли, как это работает, но во время пандемии они такой опыт получили. Вообще, причины сопротивления сотрудников возвращению в офис разные. Одна из главных причин — баланс между работой и личной жизнью. Сотрудники считают, что работа из дома позволяет им лучше заботиться о себе, семье, домашних животных. Кроме того, сотрудники хотят больше гибкости в том, где и когда они работают. Принуждение к возвращению к строгому офисному графику противоположно этой растущей потребности. Особенно это важно для поколения зумеров. Для рекрутеров это новый челлендж. Кандидаты, поработавшие удаленно, не очень-то соглашаются на возвращение в свои кубиклы. То есть теперь вакансия, связанная с работой в офисе, становится особенно непривлекательной, хантить кандидатов становится сложнее.
Компромисс в виде гибридного формата
На словах гибридный формат — это решение всех проблем, что-то среднее между удаленкой и офисом. Кажется, что это гибкий подход и очень удачный компромисс, а на деле это хуже, чем офисный и удаленный вариант, как говорится, ни рыба ни мясо. Первое, что приходит на ум, — это то, что при удаленном варианте значительно расширялась география сотрудников, а гибридный вариант все же ближе к офисному, даже если речь идет о том, что в офисе можно появляться нечасто. Второе — это сложный график работы. Более того, к нему еще нужно как-то прийти, договориться. Если сжато, то сотрудник будет хотеть реже появляться в офисе, а руководство будет хотеть, чтобы он появлялся чаще. Конечно, это упрощение, но тем не менее на практике так и получается чаще всего. Еще один момент — отсутствие своего рабочего места, которое есть в офисном варианте. Да-да, при постоянной работе в офисе у вас есть свое, настроенное и намоленное рабочее место. А в случае с гибридом вам светит бронирование бездушных рабочих мест — один раз одно рабочее место, а второй раз уже другое.
Логичное объяснение
И все же кое-какая логика в офисной работе есть. Разумным, когда мы говорим о возвращении в офис, кажется тезис о том, что на удаленке крайне сложно обучать новых сотрудников, да и вообще передавать знания. Кажется, здесь ключевое — «я не могу это подтвердить или опровергнуть». Еще всплывает тема accidental collisions (случайных коллизий), т.е. если вы варитесь в офисе, то это с большей вероятностью приведет к креативу. Это из серии, что все гениальное придумывалось в курилке, возле кулеров, кофе-поинтов или во время игры в кикер. Тут же тема the social glue (социального клея), ее тоже не хватает в рамках удаленного формата. Но здесь вот какой прикол: народ, который-таки загнали назад в офис и который, по идее, должен «клеиться» друг к дружке, не делает этого, а продолжает работать в офисе так, как будто он работает на удаленке. То есть можно смело говорить о необратимости развития удаленки. Другими словами, потребуется время, чтобы «одичавшие» сотрудники опять смогли войти в офисную колею.
Паранойя продуктивности
Различные исследования то подтверждают, то опровергают преимущества и недостатки удаленной и офисной работы. Каждый видит в результатах то, что хочет увидеть и в чем давно определился, игнорируя аргументы противоположной стороны. Недавнее исследование Microsoft показало, что подавляющее число работников чувствуют себя более продуктивными, работая дома, при этом мизерное число руководителей полностью уверены в продуктивности своей удаленной команды, а большинство не уверены. Это явление получило название «паранойя продуктивности» (productivity paranoia).